Физкультминутки



Пальчиковая гимнастика

(Массажируем и загибаем пальчики)
Этот пальчик - белочка
Рыженькая девочка.
Этот пальчик - зайчик, 
Зайчик - попрыгайчик.
Этот вот - лисичка,
Хитрая сестричка.
Этот – Мишенька - медведь,
Любит песни громко петь.
Этот - серенький волчок.
Получился кулачок.
Разожмем кулак скорей,
В лес мы выпустим зверей.

«Семья»

(Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого)
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья!

Засолка капусты
Мы капусту рубим, (Движения прямыми кистями вверх-вниз).
Мы морковку трем, (Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, движения кулаков к себе и от себя).
Мы капусту солим,
(Имитировать посыпание солью из щепотки).
Мы капусту жмем. (Сжимать и разжимать пальцы).

Строим дом
Целый день тук да тук -
Раздается звонкий стук. (Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам).
Молоточки стучат, (Стучать кулаком о кулак).
Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).  (Пальцы соединить, показать "крышу").
Вот какой хороший дом, (Сжимать-разжимать пальцы).
Как мы славно заживем. (Вращать кисти рук).

Пять и пять
Пять и пять пошли гулять.
Вместе весело играть. (Сжимание - разжимание пальцев рук).
Повернулись, улыбнулись, (Вращение кистей рук).
В кулачок опять свернулись.
Вот какие молодцы. (Стучать кулачками).
Мы пришли смотреть балет.
Гаснет в зале верхний свет.
Ах, какой балет хороший!
Мы похлопаем в ладоши!
Пара ножниц есть у нас.
Пригодятся нам не раз.
Кто из вас такой отважный,
Что разрежет лист бумажный?!
Идет по парте человек,
Переставляет ножки.
А если ножки смотрят вверх,
То это будут рожки!
Руки вытянем вперед.
А теперь свои ладошки
Повернем наоборот
И похлопаем немножко.

 Физкультминутки для ног

Новые кроссовки
Как у нашей кошки
На ногах сапожки,
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький обувает валенки.
А сыночек Вовка - новые кроссовки.
Вот так. Вот так.
Новые кроссовки.

Наши ножки
Нарядили ножки
В новые сапожки,
Вы шагайте, ножки
Прямо по дорожке
Вы шагайте-топайте,
По лужам не шлепайте,
В грязь не заходите,
Сапожки не рвите.

Наперегонки
Мы по лесенке бежали
И ступенечки считали:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли дети погулять,
Побежали вдоль реки
Дети наперегонки.

Дождь!
Дождь! Дождь! Надо нам
Расходиться по домам! (Шагаем на месте.)
Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник для лягушек. (Прыжки на месте.)
Град! Град! Сыплет град
Все под крышами сидят. (Топаем.)
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин. (Шагаем на месте.)

На одной ноге мы скачем.
Как упругий звонкий мячик.
На другой поскачем тоже.
Очень долго прыгать можем.



Физкультминутки для глаз


Ах, как долго мы писали
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево -вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх - вправо и вверх - влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)


Бабочка
Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавли­вая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)
Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)


Профилактика зрительного утомления и близорукости
(Памятка для учащихся начальных классов)
Долго тянется урок-
Много вы читали.
Не поможет тут звонок,
Раз глаза устали.
Глазкам нужно отдыхать,
Знай об этом каждый.
Упражнений ровно пять,
Все запомнить важно.
Упражнение один —
На край парты книги сдвинь. (Сидя, откинься на спинку парты, сделай глубокий вдох, затем на­клонись вперед на крышку парты, сделай выдох.)
Упражнение такое
Повтори пять раз за мною.
Упражнение два
Тренируй свои глаза. (Откинувшись на спинку парты, прикрой веки, крепко зажмурь глаза, открой глаза.)
Занимаемся все сразу,
Повтори четыре раза.
Упражнение три.
Делай с нами, не спеши. (Сидя, положи руки на пояс, поверни голову направо, посмотри на локоть правой руки, поверни голову налево, посмотри на локоть левой руки, вернись в И. п.)
Повторите пять раз,
Расслабляя мышцы глаз.
На упражнение четыре
Потратить нужно много силы. (Сидя, смотри перед собой, посмотри на классную доску 2—3 с. Вы­тяни палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5—20 см от глаз. Переведи взгляд на конец пальца и посмотри на него 3—5 с, после чего руку опусти.)
Повторите 5-6 раз,
Все получится у вас.
Упражнение пять
Нужно четко выполнять. (Сидя, вытяни руки вперед, посмотри на кончики пальцев. Подними руки вверх — вдох, следи глазами за руками, не поднимая головы, руки опусти (выдох).)

Профилактические упражнения для глаз
— 15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, слева-направо.
— 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх-вниз, вниз-вверх.
— 15 вращательных движений глазами слева-направо.
— 15 вращательных движений глазами справа-налево.
— 15 вращательных движений глазами в правую, затем в левую стороны — «восьмерка».
«Мозговая гимнастика»

Качание головой
 (упражнение стимулирует мыслительные процессы)
Дышите глибоко, расслабьте плечи, уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабление шеи. (30 секунд).

Ленивые восьмерки
(упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивает запоминание, повышает устойчивость внимания)
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» каждой рукой по три раза, а затем двумя руками.

Шапка для размышлений
(улучшает внимание, ясность восприятия и речь)
«Наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

Моргание глазами
(полезно при всех видах нарушения зрения)
Моргайте на каждый вдох и выдох.

«Вижу палец»
Указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 сантиметров, смотреть на палец в течении 4-5 секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.
Физкультминутка
Примерные сочетания упражнений для улучшения мозгового кровообращения:
1. Исходное положение: сидя на стуле. И раз, и два - голову от­вести назад и плавно наклонить назад. И три, и четыре – голову наклонить вперед, плечи не поднимать.
Повторить 4-6 раз.
2. Исходное положение: стоя или сидя, руки на поясе. Раз - правую руку вперед, левую - вверх. Два - сменить положение рук.
Повторить 6-8 раз.

Дыхательная гимнастика

После слов «задержу дыхание» дети делают вдох и задерживают дыхание.
Носиком дышу, дышу свободно,
глубоко и тихо,
Как угодно.
Выполню задание, задержу дыхание…
Раз, два, три, четыре –
Снова дышим: глубже, шире.

Ныряние
Нужно два раза глубоко вдохнуть, а затем, после третьего глубокого вдоха, «нырнуть под воду» и не дышать, зажав при этом нос пальцами. Как только ребёнок чувствует, что больше не может «сидеть под водой», выныривает.
    Шарик
Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. На счёт -1, 2, 3, 4 – дети делают 4 глубоких вдоха и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают.

 Каша кипит
Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых». Повторить 8 раз.

    Ветерок
Поднять голову вверх, вдох. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок).Можно взять полоску бумаги и дуть на неё легонько.
Имитационные физические минутки

Бабочка
(Учащиеся выполняют движения в соответствии с текстом).
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз - росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три - нагнулась и присела,
На четыре - полетела.
Ты летай, как бабочка,
Крылышками помаши,
Бабочка - порхалочка,
Ты ко мне спеши!

Зайчики
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит (дети показывают).
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть (дети показывают),
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать (дети скачут).
Заплясали гопака.
Взялись зайцы за бока,
Кто-то зайку напугал –
 Зайка - прыг - и убежал.

Как живешь?
- Как живешь?
- Вот так!
- Как идешь?
- Вот так!
- Как бежишь?
- Вот так!
- Ночью спишь?
- Вот так!
- Как берёшь?
- Вот так!
- Как даёшь?
- Вот так!
- Как танцуешь?
- Вот так!

 Нежные цветы
Наши нежные цветки
Распускают лепестки
(дети руки разводят в стороны).
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет
(дети покачивают руками).
Закрывают лепестки
Наши алые цветки
(дети показывают руками).
Тихо засыпают,
(дети закрывают глаза).
Головой качают ( покачивают головами).

Предметные физические минутки


Физические минутки на уроках математики

Раз, два, три, четыре, пять!
Мы хотим Луну достать.
Шесть, семь, восемь, девять, десять –
И повыше перевесить!
Десять, девять, восемь, семь –
Чтоб луна светила всем!


Все умеем мы считать
Раз, два, три, четыре, пять —
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться потянуться. (Под счет учителя дети выполняют потягивания.)
Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны. Повороты туловища.)
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка. (Движения головой.)
На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.)
Пять — руками помахать. (Движения руками.)
Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки. Ходьба на месте.)


Можешь пальцы сосчитать
Можешь пальцы сосчитать:
 Раз, два, три, четыре, пять,
 Раз, два, три, четыре, пять —
 Десять пальцев, пара рук –
Вот твое богатство, друг.
Умножали, умножали, Очень, очень мы устали. (Движения кистями рук.)
Раз, два — выше голова,
Три, четыре — руки шире. Пять, шесть — тихо сесть.
 Посидим, отдохнем и опять считать начнем

Мы решали, мы решали
Мы решали, мы решали.
Что-то очень мы устали.
Мы сейчас потопаем, (Шаги ногами на месте под счет учителя.)
Ручками похлопаем. (Хлопки в ладоши.)
Раз присядем, (Приседания.)
Быстро встанем, (Повороты туловища. Ходьба на месте.)
Улыбнемся, тихо сядем.

Мы семь раз в ладоши хлопнем
Мы семь раз в ладоши хлопнем,
Восемь раз ногами топнем.
Прибавляем три к семи –
Столько мы присесть должны. (7хлопков, по 4 раза топнуть каждой ногой, 10 приседаний.)

Мы считали и устали
Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали,
Ручками похлопали,
Раз, два, три. (Хлопки в ладоши под счет учителя.)
Ножками потопали,
Раз, два, три. (Шаги ногами на месте.)
Встали, сели, встали, сели,
И друг друга не задели. (Приседания.)
Мы немножко отдохнем
И опять считать начнем.  (Повороты туловища. Ходьба на месте.)


Класс наш прыгает опять
Класс наш прыгает опять —
Раз-два-три-четыре-пять. (Прыжки на месте.)
А потом у нас прогулка,
Каждый шаг чеканим гулко. (Ходьба на месте.)
Мы учиться все готовы
И за парты сядем снова. (Дети садятся за парты.)



Физические минутки на уроках письма, чтения, русского языка

Наши плечики устали
Мы читали, мы писали,
Наши плечики устали.
Чтобы плечики размять,
Надо ручками махать.  (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком руки меняются.)
А теперь давайте, братцы,
За учёбу приниматься! (Дети садятся за парты.)


Мы по улице гуляем
Мы по улице гуляем, (Шагаем на месте.)
Сами вывески читаем. (Наклоны и повороты головы влево - вправо.)
Это — «эс», а это — «ка», (Повороты туловища влево - вправо.)
«Ж» похожа на жука. (Хлопок руками спереди -сзади.)
Вот четыре буквы:
«Воды». (4 хлопка в ладоши.)
Вот еще четыре:
«Моды». (4 хлопка в ладоши.)
«Воды» - «моды» — «лимонад»! (Приседания.)
Мы читаем все подряд. (Хлопок руками спереди -сзади.)
Вот блестит, белее снега, (Наклоны туловища влево - вправо.)
Слово горькое: аптека. (Повороты туловища влево- вправо.)
Рядом сладкие слова: (Прыжки на месте.)
Фрукты. Пряники. Халва. (Шагаем на месте.)


Почитали — отдохнём
Почитали — отдохнём, (Ходьба на месте.)
Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)
Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)
Влево, вправо поворот. (Наклоны влево - вправо.)
Три наклона, прямо встать. (Приседания.)
Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)
Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)
Всем улыбки подарили.


Назвали все предметы
Назвали все предметы по порядку,
Теперь вас приглашаю на зарядку.
Мелкие шажки — раз, два, три.
Легкие прыжки — раз, два, три.
Мягкая посадка - раз, два, три.



Фізкультхвилинки на уроках української мови





1.Встаньте, діти, посміхніться,
Землі нашій уклоніться
За щасливий день вчорашній.
Всі до сонця потягніться,
Вліво, вправо нахиліться,
Веретенцем покрутіться.
Раз присядьте, два присядьте
І за парти тихо сядьте.

2.Ми писали, ми трудились,
Наші рученьки втомились!
А щоб гарно написати, треба пальці розім'яти!
Руки кілька раз тріпнемо
І писати знов почнемо!
3.Дерева ростуть високо!
А ми ідемо тихо-тихо,
Щоб не зробити нікому лиха!
Вітер дує сильно-сильно!
Дерева хитає невпинно!
А нам у класі так затишно
Ми до занять готові сісти!

4.Раз, два, три, чотири!
Три, чотири, раз, два!
Розболілась голова.
Треба трішки відпочити, щоб нового ще навчитись!
Підтягнулися, присіли,
Пострибали, знову сіли!
Вийшла пауза мала
До роботи нам пора!

5.Руки вгору, руки вниз!
На сусіда подивись!
Руки вгору, руки  в боки!
Поскачи на місці  трохи!
Руки ззаду покладемо, головою поведемо!
Дружно  всі присядемо і за парти сядемо!

6.Станем струнко!
Руки в боки!
Пострибаємо , як сороки!
Як сороки-білобоки!
Стрибу-стрибу-стрибу-стриб!
Скоки-скоки-скоки-скок!

7.Станьмо, дітки, чітко в ряд!
Вирушаємо у сад!
Руки вгору піднімаємо,
Наче яблука зриваємо!
Назбираємо багато!
Щоб узимку ласувати!

8.Всі піднесли руки – раз!                    
На носках стоїть весь клас.               
Два – присіли, руки вниз,                  
На сусіда подивись.                            
Раз! – і вгору, два! – і вниз
На сусіда не дивись.
Будемо дружно ми вставати,
Щоб ногам роботу дати.

9.Раз! Два! Час вставати:       
Будемо відпочивати.
Три! Чотири! Присідаймо,
Швидко втому проганяймо.
П’ять! Шість! Засміялись,
Кілька раз понахилялись.
Зайчик сонячний до нас
Завітав у вільний час.
Будем бігати, стрибати,
Щоб нам зайчика впіймати.
Сім! Вісім! Час настав
Повернутись нам до справ.
Физические минутки на уроках природоведения




Ветер
Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. (Наклоны вправо-влево.)
Ветер тише, тише, тише, (Присесть, спина прямая.)
Деревцо все выше, выше. (Встать на носки.)
Раз, два — выше голова, (Поднять голову.)
Три, четыре - руки шире, (Руки в стороны.)
Пять, шесть — тихо сесть, (Сесть за парту.)
Семь, восемь - тень отбросим. (Два хлопка о парту.)
Сел на дерево скворец,
И игре нашей конец. (Дети громко проговаривают эти слова.)

Гриб
Меж еловых мягких лап
Летний дождик кап, кап, кап! (Щелчки пальцами.)
Где сучок давно засох, (Потереть ладошки.)
Серый мох, мох, мох. (Положить на стол ладошки и перебирать пальцами.)
Где листок к листку прилип, (Поднять руки вверх, хлопая в ладошки.)
Вырос гриб, гриб, гриб. (С поворотами кистей (то одна сверху, то другая сверху) руки вверх в «замок».)
Кто нашел его, друзья? (Руки вниз и на пояс.)
Это я! Я!Я! (Повороты туловища вправо-влево.)

Зайцы
Зайцы скачут: Скок-скок-скок! (Прыжки на месте.)
Да на беленький снежок. Приседают, слушают: (Приседания.)
Не идет ли волк. (Повороты туловища влево -вправо.)
Раз — согнуться, разогнуться.
Два — нагнуться, потянуться. (Наклоны вперед.)
Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)
Головою три кивка. (Движения головой.)

Жук
На полянке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке,
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.


Лебеди
Лебеди летят, (Ходьба на месте с подниманием рук через стороны вверх и вниз (дер­жать осанку).)
Крыльями шумят. (Наклон вперед, прогнувшись, руки в стороны.)
Прогнулись над водой,
Качают головой. (Повороты головы.)
Прямо и гордо
Умеют держаться. (Выпрямиться, руки за спину — проверить осанку, пауза 3—4 с.)
И очень бесшумно (Руки вниз — потянуться вверх.)
На место садятся. (Сесть на место, туловище держать прямо.)

Зарядка бельчат
В лесной глуши на елке
Жили-были два бельчонка. (Потянуться.)
Жили дружно, не тужили
И с зарядкою дружили. (Прыжки на двух ногах.)
Вставали рано поутру,
Изображали кенгуру: (Руки поднести к ушам.)
За уши лапками хватались
И вправо-влево наклонялись. (Наклоны в стороны.)
Дружно хлопали в ладошки (Хлопки в ладоши.)
И тянулись, словно кошки. (Круговые движения руками, потянуться.)
Ножками топали, (Ходьба на месте с притопом.)
Глазками хлопали, (Поморгать глазами.)
Головками крутили, (Повороты головы в стороны.)
Друг за другом вслед ходили. (Ходьба на месте )

Говорит цветку цветок
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.)
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай. (Вращение головой.)
Стебель наклони слегка —
Вот зарядка для цветка. (Наклоны.)
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.» (Встряхивания кистями рук.)
Наконец готовы все
День встречать во всей красе. (Дети садятся за парты.)

 Солнце
Солнце глянуло в кроватку,
1, 2, 3, 4, 5 (шагают на месте).
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать,
Руки вытянуть пошире,
1, 2, 3, 4, 5.
Наклониться -3,4
И на месте поскакать.
Физические минутки на уроках английского языка



1. Hands up, hands down
Hands on hips, sit down
Bent left to the side
Bent left bent right
1, 2, 3 hop 1, 2, 3 stop!
Stand still

2. Stand up clap clap
Arms up clap clap
Step step arms down
Clap clap please sit down

3. Hands up clap clap clap
Hands down shake shake shake
Hands on hip jump jump jump
Hop hop hop stop stand still
Good sit down please

4. Hands up hands down shake shake
Stand up on the tiptoes
Turn around step aside
step left step right

5. I can jump I can run
I can sing I can dance
I can swim I can’t fly
I can climb and say good bye.
6. I like to read I like to play
I like to study every day
I like to jump I like to run
I like to play, it’s fun.

7. Hands on the head
Hands on the hips
Hands on the table
Hands like this
Hands on the shoulders
Hands up and down
Hands behind the head
And sit down.

8. Hand up clap clap
Hands down clap clap
Hands on the head hop hop
Hands on the hips hop hop

9. Two little feet go tap tap tap
Two little hands go clap clap clap
Two little feet go jump jump jump
Two little hands go thump thump thump



Гимнастика для глаз.
    Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с по-мощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нару-шений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения.
    Для профилактики близорукости и замедления  её прогрессирования следует исполь-зовать специальную гимнастику для глаз - офтальмотренажёр, специальную схему зрительно-двигательных проекций. Эта схема разработана группой профессора, доктора медицинских наук В.Ф.Базарного.
    Согласно разным теориям, одним из основных факторов возникновения и развития бли-зорукости признаются напряжённые зрительные нагрузки. По данным исследований База-рного , при напряжённых зрительных нагрузках формируется аномальный зрительно-двигательный стереотип, приводящий в будущем к миопии. Близорукость у детей является вариантом адаптации зрительной системы к условиям чрезмерной нагрузки. Орган зрения претерпевает вначале функциональные, а затем и структурные изменения, позволяющие ему без напряжения работать вблизи. Возникает близорукость, т.е. глаз привыкает к работе на близких расстояниях и теряет способность к чёткому видению отдельных предметов. Следовательно, существующие противоречия между физиологическими возможностями школьного обучения способствуют массовому возникновению зрительных расстройств. Выход из создавшейся ситуации видится в следующем : необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.
   
    1.  Вверх-вниз, влево-вправо.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
    2. Круг.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.
    3. Квадрат.
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
    4. Покорчим рожи.
Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримасочка ёжика-губки вытянуты вперёд - влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону.
    5. Рисование носом.
Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д.
    6. Расширение поля зрения.
Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым пальцем сле-дит свой глаз. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места, но каждый глаз следит за своим пальчиком. Вернуться на свои места.
    7. Буратино.
Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно считает до 8.  Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счётом от8 до 1, ребята следят за уменьшен

1 комментарий: